Статья

Уроки года. Чему они учат?

Интервью директора ФНЦ риса С.В. Гаркуши газете "Вольная Кубань"

Сергей ГАРКУША: «Кубанская наука еще раз доказала свою состоятельность»

Создание в Краснодарском крае пяти федеральных научных центров на базе бывших институтов — прямое доказательство того, насколько весом вклад наших ученых-аграриев в развитие фундаментальных исследований в масштабах страны. По сути дела ФНЦ стали дирижерами всех преобразований, происходящих в производстве зерновых колосовых, масличных культур, риса и плодов, а также животноводческой продукции на юге России и не только. Вот и задумали журналисты «Вольной Кубани» более подробно рассказать об итогах деятельности центров в минувшем году, о том, над чем сейчас работают научные коллективы. А начать разговор мы решили с посещения ФГБНУ «ФНЦ риса» в поселке Белозерном, который более семи лет возглавляет доктор сельскохозяйственных наук профессор, член-корреспондент РАН Сергей Валентинович Гаркуша.

Есть сорта риса, достойные уважения

Знаком с ним еще с тех пор, когда он только начинал самостоятельную производственную деятельность в хуторе Ромашки Ленинградского района — агрономом отделения колхоза имени Ильича, которым руководил легендарный Алексей Семенович Мельник, светлая память председателю-самородку.

Сорок лет прошло, а Сергей Валентинович такой же неугомонный, беспокойный, въедливый, ему до всего есть дело. «А иначе зачем на земле этой вечной живу», — заметил он с улыбкой при встрече со мной. И пошла неспешная, обстоятельная беседа за чашкой чая о проблемах отрасли.

— Из-за прорыва дамбы на Федоровском гидроузле, острой нехватки воды для полива чеков мы могли недосеять более половины площадей риса, — вспоминает директор. — И вот тут-то наука как раз и доказала свою состоятельность. Пошли на оправданный риск и засеяли белым зерном 92 тысячи гектаров — три четверти от намеченного.

При этом и урожайности достигли, в принципе, неплохой — 65,7 центнера. Напомним: добрая часть массивов не получила в нужное время и нужного количества влаги. Там же, где воды было в достатке, свободно брали по 85—90 центнеров белого зерна, а непосредственно в самом Центре впервые взяли на круг по 83.

— О чем это говорит? — задает вопрос С.В. Гаркуша и сам же на него отвечает: — Есть у нас и сорта достойные, дающие хорошую отдачу и на низком, и на среднем, и на высоком фоне. Есть технологии, позволяющие даже в экстремальной ситуации сработать без убытков. Селекционеры Центра во главе с моим замом по науке Виктором Савельевичем Ковалевым сработали грамотно, профессионально, на практике осуществив свои рекомендации производственникам: каждому полю — свой сорт, каждому сорту — свою агротехнику.

Визиты в Среднюю Азию — во благо экономики страны

Буквально три недели назад С.В. Гаркуша и В.С. Ковалев вернулись из Туркменистана. По настоятельной просьбе руководства республики ученые провели мастер-класс с местными рисоводами на нескольких совещаниях, акцентируя внимание на том, что в условиях Средней Азии вполне можно довести урожай до 60—70 центнеров, а не довольствоваться результатом в 30—35.

— Новый молодой президент Сердар Бердымухамедов (ему 41 год. — Ф.Б.) решил разобраться с сортовой политикой в рисоводстве. А он, помимо Дипломатической академии МИД России, окончил в 2001 году Туркменский сельскохозяйственный институт и знает толк в земледелии. Поэтому и потребовал от премьер-министра и главы минсельхоза республики разобраться и доложить, какие меры необходимо предпринять, чтобы как минимум удвоить урожайность культуры.

К кому обратиться, как не в ФНЦ риса к С.В. Гаркуше? Тем более что он со своей командой был в Туркменистане три года назад и выступал вместе с коллегами перед местными фермерами, директорами и руководителями самого высокого ранга. А Сердар Гурбангулыевич в то время был хякимом Ахалского велаята (губернатором области), слушал все рекомендации и записи в блокноте сделал. Пришло время — спросил у подчиненных: вы почему так долго раскачиваетесь?

Может кое у кого вопрос возникнуть: и зачем нам Туркменистан нужен? У себя на Кубани в рисовой отрасли порядок наведите. Да нет же, мелко мыслите, господа… В этой республике сейчас рисом занято 40 тысяч гектаров. Площади хотят удвоить, потому что международные организации настоятельно рекомендуют всем среднеазиатским президентам не допускать использования детского труда на плантациях хлопчатника. Значит — что? Его посевы будут сокращать, а риса — увеличивать, тем более что вода, используемая при выращивании хлопчатника, никуда не денется.

— В Туркменистане сейчас 40 тысяч гектаров риса, будет не менее 80, — вводит в курс дела С.В. Гаркуша. — В Узбекистане 90 тысяч — планируют выйти на 160. Рынок семян — огромнейший, и мы туда обязательно зайдем.

Уже подписано соглашение о сотрудничестве с Туркменским сельхозинститутом. Месяц назад В.С. Ковалев в составе делегации Кубанского научного фонда побывал в Узбекистане: изучал вопрос дальнейшей коммерциализации новейших разработок в АПК. И там тоже готовы к сотрудничеству с ФНЦ, поскольку сортовая политика в республике, мягко говоря, слабенькая. Большая часть сортов используется по 50—70 лет… О какой высокой урожайности может идти речь?! А кубанские сорта вполне конкурентны и без проблем приживаются в Средней Азии. Ведь в Астраханской области, Калмыкии, где жара под 40—50 градусов, они уже себя зарекомендовали. Значит, и в среднеазиатских республиках могут выстоять.

ФНЦ риса подписан договор о сотрудничестве с Узбекским институтом риса, и с 21 по 27 января ученые-рисоводы Узбекистана во главе с директором института доктором технических наук Масъуджоном Ахтамовичем Саттаровым будут в ФНЦ риса детально обсуждать вопросы сотрудничества.

В своем коллективе порядок наведи — и люди спасибо скажут

В новогодние праздники ученые Центра отдыхали. А С.В. Гаркуша все дни провел на работе, выстраивая программу действий на 2023 год.

— Поскольку мы стали Всероссийским центром, значит, должны приносить пользу всей России, — рассуждает профессор Гаркуша. — За семь лет работы мне удалось доказать в Министерстве науки и высшего образования, куда входит наш ФНЦ, что в Центр должны поступать все необходимые сведения по рисосеющим регионам. В прошлом году отчеты прислали Ростовская, Астраханская области, Калмыкия и Дагестан, другие республики, где выращивают рис. Теперь у нас есть полная картина, с кем прежде всего надо работать вплотную. И уже после 13 февраля, когда будет готова бухгалтерская отчетность по всем позициям, мы планируем провести совещания с нашим участием во всех рисосеющих регионах, за исключением Приморского края — далековато, да и условия для выращивания культуры там совершенно другие, чем у нас.

Но на первом плане все же другое: как можно глубже разобраться в положении дел в подведомственных филиалах — РПЗ «Красноармейский» и ЭСОС «Красная». И не только в рисоводстве. Почему на ряде участков прежде всего семеноводческого хозяйства преобладает ручной труд? Почему низка рентабельность животноводческой отрасли в обоих сельхозпредприятиях? Надо ли сохранять убыточные производства в условиях, когда каждая копейка на счету? Вопросы, вопросы, вопросы… И решать их придется в первую очередь Гаркуше, за которого свои голоса при выборе директора в июне 2022 года отдали 934 работника Центра из 978, участвующих в голосовании.

…Перед моим визитом в кабинете директора побывал его заместитель по экономике Алексей Николаевич Цуркан. Как и в предыдущие годы, перед ним поставлена задача: досконально провести предварительные расчеты по каждой из отраслей в ФНЦ и в филиалах с одной целью — чтобы в декабре все 1038 сотрудников получили премии.

«Да как можно загадывать наперед, когда вокруг такое творится», — не исключено, возникнет у наших читателей недоумение. А в этом-то и заключается роль руководителя. Не надо голову ломать, заниматься глобальными задачами в масштабах страны. В своем коллективе порядок наведи, дай возможность людям раскрыть свой потенциал. А на досуге потом можешь порассуждать о величии и масштабах задач, стоящих перед Россией.

Мелко, скажете вы? Не берусь судить. А мне такая позиция по душе. Наведи порядок в собственном доме, в собственной семье, в собственном коллективе — и стране легче станет. Ведь страна — это все мы, вместе взятые.

▲ Вверху